Как оформить земельный участок в собственность

Земельный участок в собственностьОформление земельного участка в собственность в настоящее время осуществляется, исходя из основных положений Федерального закона от 30.07.2006 года № 93, в некоторых источниках именуемого «Законом о дачной амнистии». Данный закон предусматривает использование упрощенного порядка приватизации участков, которые находятся в личном пользовании. Кроме того, это же относится и к приватизации домов и строений, право собственности на которые возникло не позднее 01.11.2001 года.

Однако в этом году, после того, как в силу вступил Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ, в сфере оформления и регистрации объектов недвижимого имущества произошли некоторые изменения.

В частности, нововведения касаются государственной регистрации ипотеки, а также затрагивают порядок подачи документов по нотариально оформленным сделкам на государственную регистрацию и сроки проведения данной процедуры.

Государственная регистрация права собственности при наличии правоустанавливающих документов

Перед тем, как произвести оформление прав собственности земельного участка, необходимо, в первую очередь убедиться в наличии правоустанавливающих документов на данный объект. К данной категории стоит отнести:

  • Свидетельство, подтверждающее право собственности на участок старого образца (1992 или 1997 года).
  • Похозяйственная книга (при оформлении участков, выделенных для ведения личного подсобного хозяйства).
  • Акт, выданный государственным органом, о предоставлении данного объекта в пользование.
  • Другие документы, служащие подтверждением права обладания данным объектом недвижимости у гражданина, заявляющего права на него.

Если данные документы имеются в наличии, следующим шагом будет обращение в кадастровую палату для подачи заявления о выдаче кадастрового паспорта земельного участка.

Государственная регистрация объекта недвижимости при отсутствии документов, подтверждающих права на владение им

В случае отсутствия таковых, нужно обратиться в администрацию сельского населенного пункта, в котором располагается данный объект недвижимости, для подачи заявления о выдаче выписки из похозяйственной книги. Это касается участков, выделенных в собственность до 01.11.2001 года.

Необходимо отметить, что данная выписка должна строго соответствовать требованиям, утвержденным Федеральной регистрационной службой. Размер площади участка при этом записывается со слов заявителя.

Выписка из похозяйственной книги является основанием, согласно которому данный объект недвижимости может быть поставлен на кадастровый учет с выдачей кадастровой выписки.

Таким образом, кадастровая выписка вместе с выпиской из похозяйственной книги являются основными документами, на основании которых производится переоформление земельного участка в собственность и государственная регистрация данного права.

Основные этапы государственной регистрации земельных участков

Государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения объекта недвижимости, включает в себя следующие процедуры:

  • Подачу соответствующих документов. Сюда относятся: паспорт гражданина, а также документы, подтверждающие право обладания объектом, учредительные документы и т.д.
  • Подачу заявления о государственной регистрации.
  • Оплату государственной пошлины.
  • Проведение правовой экспертизы, подтверждающей подлинность предоставленных документов.
  • Выявления отсутствия противоречий между данными, указанными в поданной документации и правами на земельный участок, предъявленными на него ранее.
  • — Внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр и выдача свидетельства о государственной регистрации прав на данный объект недвижимости.

При обращении в органы государственной регистрации необходимо иметь при себе следующий перечень документов:

  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Выписку из похозяйственной книги;
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины с копией.

Изменения в законодательстве, касающиеся регистрации прав собственности

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время сроки, в которые ранее производилось оформление прав собственности земельного участка, несколько изменились. Если до нынешнего года период рассмотрения документов составлял один месяц, то на данный момент, в соответствии абз.2 ч.2 ст.6 новой редакции Закона, срок государственной регистрации прав собственности составляет 18 дней со дня подачи заявления.

Кроме того, изменения коснулись и некоторых полномочий регистрационных органов. В частности, проверка правоустанавливающих документов, сопровождающая переоформление земельного участка в собственность, производится несколько иначе. На сегодняшний день целью ее проведения является установление отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, а не юридическая сила предоставленных документов, как это было ранее.

Еще одно немаловажное изменение, связанное с выделением земельного участка в собственность: теперь заявление на государственную регистрацию права собственности на него можно подать в электронном виде, используя специальную онлайн форму, размещенную на сайте Росреестра.

Подписать данный документ можно при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи.